ВЗГЛЯД НА ...

РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ – ЭТО ОРГАЗМ

ОТЕЦ УМЫ ТУРМАН – ПРОФЕССОР КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, БУДДИСТ, БЛИЗКИЙ ДРУГ ДАЛАЙ-ЛАМЫ И ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ. ЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ. СВЕТЛАНА КОЛЬЧИК ВЗЯЛА ИНТЕРВЬЮ У РОБЕРТА ТУРМАНА О СЧАСТЬЕ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.



«Оргазм – это репетиция смерти», – улыбаясь до ушей, говорит в микрофон человек, который назвал дочь Ума, что переводится как «чувство меры, «Великий Средний Путь» между вечностью и нигилизмом». А она стала моделью и актрисой. «ОРГАЗМ – ЭТО МГНОВЕНИЕ, КОГДА ВЫ ОТПУСКАЕТЕ ВАШЕ "Я", ОТДЕЛЯЕТЕСЬ ОТ ТЕЛА И РАСТВОРЯЕТЕСЬ В АБСОЛЮТНОМ БЛАЖЕНСТВЕ. СНАЧАЛА МОЖЕТ СТАТЬ СТРАШНО, ПОТОМУ ЧТО ЭТО – СВЕТ, ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ. ЗАТО В ЭТО САМОЕ МГНОВЕНИЕ ВЫ – БУДДА». 
В аудитории Колумбийского университета, где близкий друг Далай-ламы и один из главных мыслителей планеты профессор Роберт Турман читает курс по тибетскому буддизму, тишина. Слышны лишь мерные постукивания по клавиатурам: студенты конспектируют золотые слова на своих Macbook. Девять лет назад я тоже жила в Нью-Йорке и училась в Колумбийском университете – и много потеряла, не познакомившись с этим человеком уже тогда. Его лекция – театр одного актера. Профессор, размахивая руками, говорит о квантовой физике и теории относительности, цитирует Кастанеду и Вуди Аллена, зачитывает отрывки из буддийских притч, рисует на доске странные формулы и схемы, объясняя,что происходит с чакрами в момент оргазма и смерти. Его рассуждения – это чистой воды психоделика: «Мы привыкли жить в мире, где мы либо есть, либо нас нет. Но ведь возможно и то и другое». У Боба (иногда его так называют студенты) добрейшие синие глаза, огромные руки и какие-то нескладные, но страшно обаятельные повадки. Ума Турман очень на него похожа.

ПРОФЕССОР, ПОЧЕМУ БУДДИЗМ СЕЙЧАС В МОДЕ?
– Ничего удивительного. Буддизм – это и психология, и этика, и наука, которая отвечает на все вопросы о жизни и смерти. Будда, например, в свое время предсказал бесконечную делимость атома. Вы об этом слышали? Будда вообще был величайшим ученым. В общем, ЕСЛИ ВАМ НЕИНТЕРЕСНО ПРОСТО СЛЕПО ВЕРИТЬ, А ХОЧЕТСЯ ХОТЬ ЧТО-ТО ПОНИМАТЬ, ЗНАЧИТ, ВЫ УЖЕ БУДДИСТ. Некоторые считают буддизм религией, но это не совсем религия. Это йога. Йога для ума, йога для эмоций.

ТО ЕСТЬ МОЖНО БЫТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ И БУДДИСТКОЙ ОДНОВРЕМЕННО?
– Конечно! Хотя ваш патриарх, скорее всего, возмутится. Далай-лама, правда, говорит, что лучше не менять религию – это ваши корни, связь с вашей семьей, с предками. Но это не мешает вам поучиться у буддизма, например, искусству медитировать. Вообще, давно пора перестать обращать других людей в свою религию. Лучше займитесь собой – развивайте ум, учитесь владеть эмоциями. Неважно, к какой конфессии вы принадлежите.

ЧТО ЛИЧНО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ БЫТЬ БУДДИСТОМ?
– Быть осознанным. Например, вас обидели или вы с чем-то не согласны, и у вас в душе уже закипает гнев: «Так нечестно!» Сделайте паузу, схватите вашу реакцию за хвост, спросите себя: «Зачем мне орать на этого человека? А как еще можно среагировать?» В этой паузе вы уже глотнете свободы, побудете немного Буддой. БЕЗ СВОБОДЫ ВАШ УМ – РАДИОПРИЕМНИК, У КОТОРОГО НАСТРОЕНА ТОЛЬКО ОДНА СТАНЦИЯ, и вы не подозреваете, что может звучать совсем другая музыка. Но у всех есть пульт управления собой, не забывайте об этом!

ПОЧЕМУ ТОГДА ПСИХОТЕРАПЕВТЫ СОВЕТУЮТ НЕ ПОДАВЛЯТЬ ЭМОЦИИ, САМОВЫРАЖАТЬСЯ?
– Все зависит от ситуации. Иногда мудрее сдержаться. Например, вы пришли домой, и ваш мужчина в очередной раз сделал нечто, что вас бесит. Ваша привычная реакция – наорать на него. А что это изменит? ПОПРОБУЙТЕ ОТРЕАГИРОВАТЬ ПО-ДРУГОМУ – ТАК, КАК ВЫ РАНЬШЕ НЕ ДЕЛАЛИ. Удивите себя и его. Шанти Дева, буддийский гуру, советовал гневаться еще до того, как вы разозлились. Например, моя жена, когда я прихожу домой и начинаю ей жаловаться на кого-то (и еще больше заводиться), мне обычно говорит: «Милый, заткнись. Ты хочешь мне тоже настроение испортить?»

ОНА У ВАС ЭГОИСТКА. МУЖЧИНЕ ВЕДЬ НУЖНО, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНА ЕГО СЛУШАЛА!
– Наоборот, она мне делает добро. Зачем тащить в дом стресс? Я называю это «творческим вмешательством в гнев». Привычный образ мыслей – это выговориться, поделиться. Но так ли вам это надо – расстраиваться во второй, третий раз? Вы понимаете, о чем я говорю?

ВАША ЖЕНА ТОЖЕ БУДДИСТКА?
– Понятия не имею. Я даже не знаю, буддист ли я сам. Но я знаю, что моя жена старается быть более счастливой, контролируя свой ум и эмоции, подходя к жизни творчески. Может, это и значит «быть буддистом». Но если вы называете себя буддистом и паритесь из-за одной и той же проблемы, вы, возможно, буддист, но очень глупый. Вас, девушек, мамы учат быть терпимыми, принимающими, внушают, что вы должны слушать ваших мужчин до бесконечности... И вы это послушно всю жизнь делаете. А попробуйте спросить себя: «Приносит ли это пользу мне и ему?» Иногда полезно сказать мужику, как это делает моя жена: «Милый, замолчи, а?» Если на все реагировать, вы никогда не будете счастливой, потому что люди никогда до конца не будут вас удовлетворять, вам всегда что-то будет не нравиться. Вам выбирать, сколько энергии тратить на беспокойство. 
ЧТО ДЛЯ ВАС СЧАСТЬЕ?
– Счастье? Ха-ха-ха! Знал бы я! Наверное, счастье – это... Быть реальным. Настоящим то есть. Я вот буддизм изучаю уже почти пятьдесят лет, но нирвану еще не нашел. Но я знаю, как себя утешить. Знаешь такое английское слово – consolation (утешение. – Прим. М.С.)? Правда знаешь? Девочка моя, твой словарный запас меня впечатляет! Короче, я знаю, что счастье есть. И что оно прямо здесь. Потому что счастье – это наша природа, суть жизни. Я не чувствую себя сейчас счастливым, но это не важно. Я все равно знаю, что счастлив. Понятно?

НЕ ОЧЕНЬ, ЧЕСТНО ГОВОРЯ.
– Ну-ну. (Смеется.) Реальность – это счастье. Жизнь – это и есть нирвана. Она уже в нас. И я знаю, что рано или поздно ощущать это счастье буду. Реальность сильнее вымысла, правда мощнее иллюзии. Иллюзии надо еще создавать, а реальность уже есть. Ты тоже нирвана. Каждая твоя клеточка состоит из нирваны, хотя ты об этом можешь и не догадываться. Отсюда и все эти вопросы о счастье: ты не уверена, будешь ли когда-то полностью счастливой. Хотя, наверное, интуитивно тебе это ощущение знакомо, да? Весной у себя в России, например, ты же бываешь счастлива, правда? Когда наконец тепло наступает, после вашей-то зимы? Но ведь и несчастна ты бывала, да? Мужики тебе сердечко разбивали когда-нибудь?

НУ ДА, БЫВАЛО.
– Ага, значит, ты и про несчастье знаешь. А что будет потом, знаешь? Ты, наверное, думаешь, что когда умрешь, станешь ничем? А ближе к старости будут болезни, страдания и прочие напасти, и ты предпочитаешь не думать об этом вообще. Да? Но Будда учил, что реальность – это нирвана. Надо просто в это, как говорится, въехать. У тебя бывало так, что тебе что-нибудь рассказывали и ты себя хлопала по башке и говорила: «Точно! Я всегда это знала!»? Когда ты всей своей сутью осознаешь, что истинная природа Вселенной – бесконечное счастье, понимаешь, что на самом деле ты это и так всегда знала. Счастье – в нас и вокруг нас. Вселенной движет энергия Бесконечной Любви. Она всегда была, есть и будет. И когда в будущем ты и я обретем нирвану и будем смотреть на прошлое (а оно никуда от нас не денется, прошлое с нами остается всегда), мы поймем, что всегда были счастливы, даже в самые трудные периоды жизни. Кстати, можно запросто научиться вспоминать свои прошлые жизни. Ты в курсе, что ранние христиане верили в прошлые жизни и реинкарнацию? Потом их еретиками назвали. Прости, я, наверное, сложно для тебя изъясняюсь? (Смеется.)

НУ КАК ВАМ СКАЗАТЬ...
– Немножко веры, Светлана, немножко веры... Доверяй Вселенной. Это тебе поможет. Проблема в том, что современные люди больше верят в науку, чем в душу. Пока они живы-здоровы и смерть далеко, они воспринимают себя как тело, начиненное мозгом. А смерть воспринимается как небытие. Вы думаете, что когда умрете, то просто перестанете существовать. И жутко боитесь этого.

А ЧТО БУДЕТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
– Ты точно это хочешь знать? Ну, в смерти ничего пугающего нет, наоборот. Ведь единственное, чего мы с вами боимся, – это боль. Не нужно ее бояться: там ее не будет. Что с тобой происходит, когда ты глубоко засыпаешь? Ты начинаешь видеть сон. Но ты не знаешь, что это сон, потому что в этот момент он тебе кажется явью. Когда мы умираем, разница лишь в том, что ты после этого сна просыпаешься не в своем теле, а в ином состоянии. Поначалу это состояние может показаться некомфортным, потому что оно похоже на невесомость: ты бесплотен, как призрак. Будешь видеть свое прежнее тело, свое прежнее окружение, но тебя никто увидеть не сможет. Ты захочешь заговорить, но тебя не услышат. Это странно, не правда ли? Поэтому ты почти сразу отправишься на поиски нового тела. Ты смотрела фильм «Привидение» с Деми Мур, Вупи Голдберг и Патриком Суэйзи?

ДА, КОНЕЧНО, МНОГО РАЗ.
– О, я рад! Ты в курсе, что человек, который написал сценарий к этому фильму, изучал тибетскую «Книгу мертвых»? Поэтому то, что в этом фильме происходит, близко к истине. Так вот, если тебе повезет и в следующей жизни тебе суждено снова быть человеком, твой дух почти сразу отправится на поиски новых родителей.
МЫ ЧТО, ПРАВДА, ИХ САМИ ВЫБИРАЕМ?
– Сущая правда, девочка моя. Но если ты обычный человек, то есть реактивный, не осознающий свой ум, в твоем выборе ты руководствуешься исключительно страстью. Если тебе предстоит снова родиться женщиной, ты оттуда, из другого измерения, влюбишься в того, кто станет отцом. А если ты в следующей жизни родишься мужчиной, то захочешь свою будущую маму. Это не совсем свободный выбор, потому что тобой будут двигать чистая страсть, необузданное влечение, похоть. Вот тибетские ламы, например, родителей выбирают осознанно... Ты Фрейда, кстати, читала? Помнишь про его теорию Эдипова комплекса и комплекса Электры? Так вот, буддисты про все это написали пять тысяч лет назад. Запомни: в зачатии всегда участвуют трое: ваши родители и вы. Вы трое сливаетесь в экстазе, и руководит вами чистая страсть. Ха-ха-ха! Не веришь мне? Знаешь, откуда все это известно? Тысячи лет назад, еще во времена Будды, великие йогины с помощью глубоких медитаций могли вспомнить в деталях момент своего зачатия. То есть все это не просто домыслы, а свидетельские показания.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПРОХОДИТ С МОМЕНТА СМЕРТИ ДО НАШЕГО НОВОГО ЗАЧАТИЯ?
– 49 дней. Иногда чуть больше, иногда чуть меньше, но в среднем так. Правда, некоторые души могут брать отпуск и жить какое-то время в других, небесных планах. В тех измерениях это будет казаться десятью минутами, но в земном исчислении пройдет где-то пара лет. Время в разных планах течет и ощущается по-разному.

ПРОФЕССОР, ВЫ, ПРАВДА УВЕРЕНЫ В ТОМ, О ЧЕМ ГОВОРИТЕ?
– (Хитро улыбается.) А в чем тут сомневаться? Все это опыт, детально описанный на тысячах страниц.

НУ, ТОГДА ВСЕ И ПРАВДА НЕ ТАК СТРАШНО. ЕСЛИ МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК БЫСТРО ВЕРНЕМСЯ...
– Да, но если мы вернемся в человеческом воплощении. А как насчет тигрицы? ЕСЛИ ТЫ, НАПРИМЕР, В ЭТОЙ ЖИЗНИ МНОГО ЗЛИШЬСЯ, В СЛЕДУЮЩЕЙ ТЕБЯ МОЖЕТ ПРИВЛЕЧЬ ВОПЛОЩЕНИЕ КАКОГО-НИБУДЬ ХИЩНИКА. С клыками, острыми такими зубами, даже рогами, может быть, большими лапами и хвостом. Будешь в следующей жизни охотиться и убивать невинных козочек. Ха-ха-ха! Или носорогом каким-нибудь родишься. Или шершнем – и будешь ядом кусаться. Человек – это ведь одно из самых нежных, безобидных воплощений. Тебе искренне должно нравиться быть человеком, чтобы твой дух снова выбрал это воплощение. Я вот смотрю на тебя и думаю, что вдруг тебя в следующей жизни привлечет воплощение в качестве красивой гусыни, с длинной такой изящной шеей?..

А ВЫ КЕМ ХОТИТЕ ВЕРНУТЬСЯ?
– Человечком, человечком. Мне люди нравятся.

ПРОФЕССОР, А ЧТО ТАКОЕ КАРМА?
– Карма – это эволюция. То, что открыл Дарвин, буддисты уже знали тысячи лет.

ТО ЕСТЬ ДАРВИН ВСЕ ЖЕ БЫЛ ПРАВ?
– Конечно! Мы все в свое время побывали и обезьянами, и бронтозаврами, и змеями. Разница в том, что Дарвин не говорил о душе, он считал, что реинкарнируют только гены, безличные молекулы. Буддисты с этим согласны, но они говорят еще и о духовных генах, молекулах, так сказать, души. Как по-русски будет soul? О'кей, du-sha. То есть еще и dusha gene, ген души. То есть ты, Светлана, была и будешь всегда. И я буду. Гены передаются из одной формы жизни в другую, и так было и будет. Именно поэтому я и настаиваю, что нужно как можно больше осознавать этот процесс и совершенствоваться, быть как можно счастливее самой и помогать другим быть счастливее. Учиться пребывать в этом мощном, невероятно притягательном, опьяняющем блаженстве жизни. РАЗ МЫ ЗДЕСЬ НАВСЕГДА, НАМ ОТ ЭТОЙ ЖИЗНИ НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ, ТАК ПОЧЕМУ БЫ НЕ СТАРАТЬСЯ ДЕЛАТЬ ЕЕ ЛУЧШЕ?

А РАЗВЕ В БУДДИЗМЕ НЕ ГОВОРИТСЯ О ТОМ, ЧТО НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ ИЗБЕЖАТЬ САНСАРЫ, ЦЕПИ ПЕРЕРОЖДЕНИЙ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ИСТИННОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ?
– Будда действительно говорил о некоем измерении, где могут спрятаться те, кого пугает идея жить вечно. Что-то вроде спа на небесах. Но это все иллюзия. Вы все равно оттуда вернетесь. Потому что счастье, блаженство – оно все здесь. Нирвана и сансара – одно. Западная интерпретация буддизма не совсем верна. Считается, что Будда говорил, что жизнь – это страдание и что единственный способ избавиться от страданий – отказаться от желаний. Но это не так. На самом деле БУДДА ГОВОРИЛ, ЧТО ЖИЗНЬ – ЭТО СЧАСТЬЕ. Именно поэтому буддизм так быстро и легко стал популярен в Азии и за ее пределами, в отличие от христианства или ислама, ему не понадобились крестовые походы. Будда считал, что КАЖДАЯ МОЛЕКУЛА НАШЕГО ТЕЛА ИСТОЧАЕТ СЧАСТЬЕ, И СВЯЗЫВАЕТ ЭТИ МОЛЕКУЛЫ МЕЖДУ СОБОЙ ТОЖЕ ЭНЕРГИЯ СЧАСТЬЯ.

ПОЧЕМУ ТОГДА СУЩЕСТВУЮТ СТРАДАНИЯ?
– От неведения. Страдания – иллюзия. Будда говорил, что только жизнь непросветленного полна страданий.

СМЕРТЕЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ – ТОЖЕ ИЛЛЮЗИЯ?
– Конечно! И смерть – иллюзия. Что такое, например, рак? Это здоровая ткань, которая растет в неправильном месте. Это избыток жизни. И виновато часто неправильное питание: наша еда полна консервантов и женских гормонов, состоящих из трофобластических клеток-паразитов. Эти клетки с огромной скоростью размножаются в зародыше, они помогают развиваться плоду. Так вот, большинство раковых опухолей состоят как раз из этих клеток, растущих там, где им не следует. Но самая главная наша иллюзия – другое. Это наше непомерно разросшееся эго. Например, ты, Светлана, скорее всего, считаешь, что мы друг от друга отличаемся и что ты важнее, чем я и чем кто бы то ни было другой. А я в свою очередь считаю, что я важнее – просто потому, что это я. Это не означает, что мы эгоисты, мы просто привыкли так ощущать себя. 
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТ СЕБЯ ЧУТЬ БОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМ, ЧЕМ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ. ПОЭТОМУ МЫ ТАК РАССТРАИВАЕМСЯ, КОГДА ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ НЕ ТАК, КАК МЫ ХОТИМ. У тебя есть дети?

НЕТ ПОКА.
– Когда у тебя появится ребенок, какое-то время ты будешь считать, что это существо важнее, чем ты. И, возможно, если ты сильно влюблялась, тебе твой объект любви тоже поначалу казался важнее. Если он тоже любил, то тебя он, возможно, ставил выше себя, пока первая волна страсти не спала и у вас не появились взаимные претензии. Вот об этом-то и говорил Будда: если вы полагаете, что вы не равны миру, а чуть выше, важнее, вы обречены на страдания. Мир выиграет, а вы проиграете. Вы начнете стареть, болеть, терять близких. Будда говорил, что вы будете несчастны, если ограничите вашу реальность иллюзией вашего раздутого эго. 
ЕСЛИ МЫ СТАВИМ СЕБЯ С МИРОМ ВРОВЕНЬ, ЭТО ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ К БЛАЖЕНСТВУ. МИР – ЭТО ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ СЧАСТЬЯ, И СТОИТ НАМ ПЕРЕСТАТЬ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ ОТДЕЛЬНО ОТ НЕГО, МЫ ПОДКЛЮЧАЕМСЯ К ЭТОЙ ЭНЕРГИИ. Но надо научиться ощущать связь с миром не только на уровне ума, но и всех пяти чувств, каждой клеточкой.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
– В нашем привычном понимании – желание обладать другим. Но это то же раздутое эго, то есть когда другого мы воспринимаем как продолжение нас. Люди остаются вместе до тех пор, пока они способны удовлетворить потребности эго друг друга, а потом расходятся, потому что в итоге считают свои потребности важнее. Настоящая любовь – когда ты желаешь, чтобы другой был счастлив, потому что он важнее. Даже если эта любовь не взаимна.
ВЫ УМЕЕТЕ ТАК ЛЮБИТЬ?
– Мы с женой женаты 44 года, для нас обоих это второй брак. Чтобы долго быть вместе, важно принимать тот факт, что у твоего возлюбленного своя духовная дорога, и ты должна поддерживать его на его личном пути к нирване и не вмешиваться. А он должен поддерживать тебя. Это, конечно, идеал, но надо к нему стремиться. Если вы ссоритесь, вспомните, что нутро каждого из вас – счастье, нирвана. И конфликт, может быть, рассосется сам собой.

А В ОФИЦИАЛЬНЫЙ БРАК ВЫ ВЕРИТЕ?
– Я не вижу в нем большой необходимости. Можно прожить долгую хорошую жизнь вместе, не регистрируя отношений. Главное – по-настоящему дружить. А если вы превращаете жизнь друг друга в ад, надо разбегаться, не раздумывая.


МОЖЕТ ЛИ БУДДИСТ ЖИТЬ С НЕБУДДИСТОМ?
– Может, но лучше разделять духовные ценности друг друга. Хотя все религии в целом призывают к одному и тому же: меньше думать о себе, не пребывать в унынии. Если этому следовать, с вами будет легко жить.

ВЫ СВОИХ ДЕТЕЙ УЧИЛИ БЫТЬ БУДДИСТАМИ?
– Я им никогда ничего не запрещал. Мы хотели, чтобы наши дети были свободными, чтобы сами нашли свой путь в жизни. 
ЕСЛИ ТЫ УМЕЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, ТВОИ ДЕТИ ТОЖЕ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ. Кажется, они все верят в прошлые и будущие жизни, в существование души, в любовь, сострадание. Так что по сути они буддисты.

ВЫ ИХ НАКАЗЫВАЛИ?
– Никогда. Зачем? Наши дети всегда лучше нас. Федерация ангелов-бодхисаттв об этом беспрестанно заботится.

ВЫ КАК-ТО СКАЗАЛИ, ЧТО ИМЕТЬ ТАКУЮ ДОЧКУ, КАК УМА, – ПРИЗНАК ОЧЕНЬ ХОРОШЕЙ КАРМЫ.
– Конечно! Но и Уме с нами повезло. У нее такие классные братья. Младший – преподаватель йоги. Другой – талантливый актер. Третий – философ. Четвертый – просто хороший человек. Но она у нас особенная, мы ее обожаем. Хотя сама Ума – очень скромная девочка, слишком даже.

ПОЧЕМУ В МИРЕ МАЛО ЖЕНСКИХ БУДДИЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ?
– Монахов вообще очень мало осталось, к сожалению. А женщин Будда считал более просветленными существами, их связь с Вселенной сильнее. Мужчины больше в плену иллюзий, им нужно искать себя,  самоутверждаться – с помощью агрессии и войн. Поэтому им полезнее быть монахами.

ПОЧЕМУ БОГ – ВСЕГДА МУЖЧИНА?
– Потому что последние тысячелетия мы живем в милитаризованном мире, которым правят мужчины. Им невыгодно иметь гуру-женщину. Но сейчас все меняется. Последнее время в буддизме все больше женщин-гуру. Женщины могут все. Самые несвободные общества – те, где у женщин нет прав. Кстати, советую изучить айкидо – это поможет тебе стать увереннее в себе. Это очень женственный вид борьбы – станешь сильнее и гибче одновременно. Мне, кстати, слабые женщины не нравятся.  Женщина должна быть вызовом для мужчины.

Источник: http://www.marieclaire.ru/articles/rasshirenie-soznaniya-ili-pochemu-jizn-eto-orgazm/





Андрей Кончаловский: «Не меняются только идиоты»
из интервью А.Канчаловского журналу "Наша психология"
Андрей Сергеевич в общении оказался удивительно теплым, душевным, сопереживающим человеком, крайне чутким собеседником. Создалось впечатление, что о вопросах, которые мы ему задали, он давно размышлял, и поэтому каждое слово в интервью выверено, весомо и может помочь узнать каждому не только что-то о герое нашего интервью, но и о себе...

НАША ПСИХОЛОГИЯ: Работа режиссера близка к психологии. По вашим наблюдениям, какие основные психологические проблемы свойственны среднестатистическому россиянину? И как культура конкретного жителя нашей страны определяет его судьбу?

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ: Проблем никаких у россиянина нет. Как правило, когда русский человек ощущает себя в конфликте с реальностью, он винит не себя, а ее. Зрелость определяется прежде всего поисками причин внутри себя, а не во внешней среде. Антон Павлович Чехов по этому поводу замечательно говорил: «Когда в нас что-нибудь неладно, то мы ищем причины вне нас и скоро находим: “Это француз гадит, это жиды, это Вильгельм”. Это призраки, но зато как они облегчают наше беспокойство». Экстериоризация вины – это одна из серьезных черт несвободного человека.

НП: Это инфантильность, когда люди считают, что причина их действий находится вовне.
А.К.: Может быть, причина – наследие рабства. Николай Александрович Бердяев писал: «Рабство удобно, свобода трудна!» Поэтому экстериоризация вины – это прежде всего незрелость, восприятие внешнего фактора как определяющего.

НП: Нужно ли менять какие-то факторы внешней среды?
А.К.: Наоборот, сейчас в медицине и в науке ведется активная работа по расшифровке человеческого генома. Я думаю, что наравне с биологическим геномом человека также существует и культурный геном, то есть приоритеты и ценности, которые определяют все поступки и психологию индивидуума. Расшифровке культурологического генома никто не посвящает своих усилий и времени. Анализируя систему ценностей, можно раскрыть геном. Человек живет по системе приоритетов, определяя, что для него менее и более важно. В своих поступках он руководствуется тем, что для него важнее. Исследования, расшифровывающие культурный код, необходимо проводить для того, чтобы определить, что тормозит развитие этики русского человека.

НП: В основе культурного кода лежат определенные психологические паттерны – инфантильность, желание переложить ответственность на другого?
А.К.: Культурный код – это и есть система ценностей, которая определяет поведение каждого члена какой-то этнической группы. На него влияет генетика, история и климат.

НП: Воспитание?
А.К.: История и климат определяют воспитание.

НП: А как же собственная воля человека?
А.К.: Воля человека определяется системой ценностей: один готов пойти на костер за какую-то ценность, а другой не готов, вот вам и все.

НП: Как вы думаете, такого понятия, как в американской культуре 
self made, в русской культуре быть не может, потому что все уже определено?
А.К.: Система ценностей складывается из истории, генетики и данного пространства и детерминирует поведение человека. География, собственно, и есть пространство – это то, что нужно любому живому существу, не обязательно человеку – молекуле, зерну. Чем больше пространство, тем больше могущество. Чем больше земли, тем богаче государство. И про человека можно сказать, что чем больше у него пространства, тем он богаче. Пространство всегда идентифицировалось с богатством, поэтому с помощью денег сегодня покупают пространство и время. Почему я говорю о пространстве? Потому что раньше денег не было, была земля, крестьянское понятие о богатстве есть земля. Землю нельзя сделать больше, ее можно только перераспределить, поэтому в сознании крестьянина богатство не прирастает, оно перераспределяется. В России до сих пор актуальна идея перераспределения богатства.


НП: Скажите, какие знания из психологии, психотерапии вы используете в своей работе и жизни? Можно сказать, что вы, например, сторонник экзистенциальной психологии, гештальтпсихологии или теории бихевиоризма?
А.К.: Я абсолютно неграмотный человек в плане чистой теории, скорее могу назвать себя специалистом по практической психологии. Думаю, что я мог бы быть психологом, потому что я режиссер, который, как мне кажется, умеет работать с артистами. Что значит – работа с артистами? Это акт психотерапии. Кто-то очень хорошо сказал: «Лидер – это не тот, кто заставляет людей, а тот, кто создает иллюзию свободы. И люди делают то, что он хочет, хотя им кажется, что они делают это сами».

НП: Можно ли это назвать манипуляцией?
А.К.: Психотерапия – это и есть манипуляция. Любое воздействие на человека – это манипуляция, и я не отношусь к манипуляции отрицательно, так же как и к понятию «цинизм». Я отношусь к циникам и манипуляторам позитивно, среди них есть талантливые люди, которые в состоянии влиять на других. Все ведь зависит от целей, с которыми используются эти знания.

НП: В чем разница между манипуляцией и влиянием? Можно ли сказать, что манипуляция деструктивна, она разрушает личность, а влияние конструктивно?
А.К.: Манипуляция может быть конструктивной, если я манипулирую пятилетними детьми и заставляю их делать хорошее дело.

НП: Это называется воспитанием. Какие личные психологические установки влияют на вашу жизнь? Или вы очень гибки и можете их менять?
А.К.: Вообще они меняются у нормальных людей, все с возрастом чему-то учатся, а тот, кто учится, меняется. Установки должны меняться с возрастом и с опытом. Если человек учится, то у него меняется отношение к себе, к другим, к смерти. Не меняются только идиоты. Способность к компромиссу – это качество мудрого человека.


НП: Для того чтобы достичь такого состояния, вам самому приходилось общаться с коучером, психологом, психотерапевтом?
А.К.: Учусь просто у всех. Есть такая хорошая установка у йогов: «К любому встречному ты должен относиться как к учителю». Эту простую мысль я для себя открыл недавно. Европейский человек, которым я себя считаю, может понять это только с возрастом. Люди, которые делают меня лучше, и есть учителя. Актер Джон Войт, например, сделал меня лучше. Хотя иногда он вел себя как дурак, но он много дал мне. Я бесконечно ценю минуты общения с мыслителем, писателем Александром Александровичем Зиновьевым.


НП: Психологов не было, это были в основном философы, писатели?
А.К.: Я один раз был у психолога, у меня были проблемы с одной из моих жен, и я ходил к семейному психотерапевту. Мне показалось, что она мне ничего не дала. Когда мы разговаривали, я ее слушал и думал: «Какой у нее маникюр!»

НП: Психологи назвали бы это сопротивлением.
А.К.: Согласен, внутреннее сопротивление. Я не думаю, что это выход для всех. Но некоторым очень помогает, особенно людям зажатым, с комплексами это необходимо. Взаимоотношения человека с самим собой – это бесконечный коридор двух зеркал, расставленных друг напротив друга.
НП: Согласны ли вы с такой метафорой, что люди – это «ходячие зеркала», которые отражают друг друга.
А.К.: Нет, не все, есть люди, которые никого не отражают. Мне кажется, очень важно понимать, что мы – социальные животные, причем самые опасные животные на земле. Когда я говорю это вслух, многие люди съеживаются, начинают думать обо мне или о себе не очень хорошо, и это естественно, так как это неудобная правда. Мы доказываем своим поведением, историей, что наши этические нормы очень легко забываются. Согласен с тем, что «достижение одного поколения может исчезнуть в следующем». Этому есть доказательства: как только появились фашизм, нацизм, сразу рухнули Гейне, Гете, Моцарт, Шуберт! Если об этом думать таким образом, может быть у нас появится больше активного смирения, для того чтобы понять, что мы все-таки животные, но мыслящие. Это накладывает на нас определенные обязательства. У животного обязательств нет, а у человека они должны быть. Замечательную историю описал Александр Зиновьев: когда мама повесила пионеру крестик, а тот его выбросил, мама ему сказала: «Сын, есть Бог или нет, ни тебе, ни мне не известно, но вести себя надо так, как будто Он есть!» Это гениальная фраза, собственно это и есть обязательства. Необязательно верить в Бога с бородой, но вести себя так, будто Он есть, Он видит тебя, – это очень важно. Нужно контролировать свои поступки с этической точки зрения.


НП: Что такое счастье для вас? Согласны ли вы с таким утверждением, что чем больше любви, тем меньше свободы и наоборот?
А.К.: Конечно!

НП: Можно сказать, что раньше вы были более свободны?
АК: Конечно, поскольку я животное, то я – результат того, что происходит в моем теле. Мой организм создан для воспроизводства, и гормоны играют в нем очень большую роль, особенно это явственно выражается у мужчин. Для меня любовь всегда ассоциировалась с сексом, но когда это инстинкт, то он у одного человека выражается инстинктом совокупления (неважно с кем), а у другого – в романтической форме, но смысл тот же. Мужчина начинает размышлять тогда, когда у него снижается уровень тестостерона. До этого у него мыслей нет, только ощущения, как у ребенка. Поэтому мое представление о счастье менялось и меняется до сих пор. Я разделяю определение счастья как момента, когда твоя насущнейшая потребность осуществлена и еще не возникла следующая насущнейшая потребность. Это момент эмоционального полета, когда нет обязательств, есть только права. А когда появляются обязательства, то счастье проходит и возникает диалектическая потребность осуществления следующей потребности реализации. А Бергман определил по-иному. Он сказал: «Счастье – это узнать свои границы и постараться их перешагнуть».


НП: Вы как режиссер оказываете психотерапевтическое воздействие на актеров?

А.К.: Не в этом смысле. Понимаете, режиссер – это же не филантроп, он эгоист, который хочет достичь результата – выбрать человека для роли и сделать так, чтобы он сыграл то, что нужно. Но это может и не получиться, и это твоя вина, а не человека, которого ты выбрал, любая актерская неудача – ошибка режиссера. Возникает вопрос: как достичь такого результата, как, скажем, поведение человека в той или иной ситуации? Здесь пускается в ход интуитивный аппарат: как я понимаю этого человека и как я могу на него воздействовать либо как я могу ему помочь воздействовать на себя. Такой вот симбиоз терапевта с акушером. Акушер – тоже психотерапевт, потому что акушер – это врач, который говорит: «Все будет хорошо, тебе сейчас очень больно, но сейчас все пройдет!» Психотерапия строится на убеждении и надежде. Надежда – очень важная вещь, без которой жизни не существует, человек без надежды мертв. Если он мертв духовно, его можно даже воскресить, если вернуть ему надежду. И это нельзя не назвать манипуляцией. Психофизиологически все артисты разные: среди них есть более и менее уверенные в себе, и если у первых важно эту уверенность просто не разрушать, то у вторых ее нужно воспитывать. Надо создать уверенность, что режиссер любит артиста, если это не так, то артист чувствует, что режиссер относится к нему как к материалу, и ощущает себя материалом. Человек в принципе знает, кто его любит, и чувствует это. У меня было несколько случаев, когда я не любил артиста и очень страдал, но я вынужден был сделать колоссальное усилие, чтобы его любить, пока я снимаю. Любить – значит стараться понять.


НП: Не кажется ли вам, что не психотерапевтично считать, что проблема всего происходящего зависит только от самого человека?

А.К.: Травматично, если человек не чувствует себя в реальности, это ведь очень нелегко – ощущать окружающий мир, ибо мы находимся внутри него и не можем отстраниться от самих себя и взглянуть на происходящее со стороны. И если это нам удается, то мы понимаем, например, что поражений нет, неудач нет, есть неправильный подход при решении проблем. Если понял, что неправильно подходишь к делу, то надо собраться и, как говорят китайцы, «приветствовать неудачу». Надо задуматься о том, где ты неправильно поступил, почему возникло чувство вины. И не гнобить себя – ну, обосрался и обосрался. Жизнь сложнее, чем ее восприятие индивидуумом. Но психологически более конструктивно искать проблемы в себе. Если ты ищешь проблемы вне себя, то тогда ты становишься пассивным.


НП: Остается только обладать мудростью и понимать, что от тебя зависит, а что нет.
А.К.: Конечно. Мы же говорим о тех людях, которые хотят совершенствоваться в своем восприятии мира. Все равно иллюзии сохраняются, но у тебя меньше шансов ошибиться.


НП: Потому что ты начинаешь видеть свои ограничения?
А.К.: Да, ты видишь свое реальное место в жизни. Не так много людей, которые понимают свое место в жизни, оценивают себя адекватно. Предположим, честь человека заставляет его вступить в кулачный бой, а вместо этого надо было брать подругу и бежать со страшной скоростью. Бежать от чего-то так же мудро, как и встать и противостоять кому-то. В этом смысле русскому сознанию чуждо понятие компромисса. Для русского бескомпромиссный человек – герой, а у компромисса обязательно есть негативная коннотация, проявление слабости, хотя компромисс – это миротворческая основа свободы – ведь первый интеллектуальный античный герой Одиссей выжил благодаря компромиссу с богами.

НП: Ваши творческие планы пересекаются с психологией?
А.К.: Например, в «Щелкунчике» у вас появился такой персонаж, как Фрейд. Планируется ли появление Юнга, Павлова и других? Нет (смеется), просто эта сказка была основана на снах маленькой девочки и сублимации ее одиночества, а так как это происходило в Вене, то было бы грех не вспомнить Фрейда. В постановке речь идет о сублимации одиночества и поиске опоры вне семьи. В ней иронически и в то же время серьезно возникает доктор Фрейд, девочка в снах сублимирует свое одиночество, и если бы было больше внимания к ней в семье, у нее бы не было таких кошмаров.


НП: Можно ли сказать, что в своем творчестве вы сублимируете свои сны?
А.К.: Сны – нет, но я сублимирую себя. Все мои картины рождались где-то там, далеко, потом где-то хранились, потом вдруг всплывали и реализовались. Ни одна вещь, кроме «Танго и Кэш», не возникла извне. То, о чем я когда-то думал, сливается с тем, что приходит сейчас в голову. Внутренняя жизнь во многом не контролируема человеком, она является процессом отражения зеркал. Там разные бездны, пространства, которые не поддаются чистому и настоящему анализу.


НП: Вы сняли картину «Глянец», и многие предрекали скорую кончину этому явлению, но он так и не умер, а трансформировался. В чем сила глянца и гламура, что этой силе можно противопоставить?
А.К.: Ничего нельзя противопоставить, только абсолютный коллапс современной экономической системы. Глянец – это самая доступная форма маркетинга. Деньги завоевывают все больше и больше пространства на нашей планете. И, конечно, транснациональные компании хотели бы, чтобы жители могли платить за кока-колу, сигареты, гамбургеры. Глянец может изменить концептуальное представление о себе как о счастливом человеке, если у тебя много предметов: чем больше у тебя вещей, тем ты счастливее по уровню экономической успешности. Колоссальное заблуждение, что чем ты богаче, тем счастливее. Счастье не зависит от богатства, но коррелирует с ним. На сегодняшний день государства, которые очень богаты, считаются примерами. А какой-нибудь индусский знахарь, который сидит в горах, может быть абсолютно счастливым, даже не зная о том, что существует «Роллс-Ройс». Пока художественная ценность, этическая ценность, духовная ценность оценена рыночной стоимостью, и будет существовать глянец. Глянец как soft-porno делает то же самое – вызывает стыдливое желание иметь, обладать. Пока существует рынок, глянец будет развиваться. Человек должен выйти на другой уровень самопонимания, чтобы глянец исчез.


НП: Где-нибудь есть технологии для выхода на другой уровень самопонимания, кроме как в психологии?
А.К.: На этот уровень выходят только те, кто хочет.


НП: Как вызвать это желание? Может быть, с помощью фильмов?
А.К.: Дорого яичко к Христову дню. Картина может сыграть колоссальную роль, когда готова почва. Семя вырастет, когда готова почва, семя умрет, если почва суха и не готова. Пока человек еще не осознал такого количества своих обязанностей по отношению к тому, что его окружает.

НП: Что посоветуете посмотреть и почитать?
А.К.: «Черное на белом», «Похороните меня за плинтусом».

НП: Какие обязанности человек должен осознать?
А.К.: Семья – основная обязанность. Проводить покидающих этот мир, встретить и воспитать приходящих. Если человек свои обязанности не исполняет, он бесполезен. Ты должен позаботиться до конца о своих предках, о своих потомках, тогда ты вечен, потому что твои потомки будут так же за тобой ухаживать в твоей старости, так же тебя провожать. Если этого нет, возникает распад института семьи, в конечном счете – распад нации.


НП: Дай Бог, чтобы в России это никогда не произошло?
А.К.: Уже произошло, миллион бездомных при живых родителях, тысячи изнасилованных и убитых детей, брошенные старики. Я считаю, что Россию ждет демографическая катастрофа, потому что отмирает главная обязанность человека по отношению к своим близким, важнее этого ничего нет на све- те. Все остальное отстроим. Посмотрите у китайцев, мусульман: родители, старики и дети – главное, в этом их сила. Вы не найдете у них бездомного старика, ребенка на улице. Его возьмут в дом, и это главное. Я думаю, в России надо вводить уголовную ответственность за брошенных родителей-стариков и детей. Очень действенно будет.


НП: Планы на будущее?




А.К.: Смотреть вокруг себя как можно дольше, видеть, а что увижу – рассказывать.


Счастье есть! Его не может не быть!

Интересно, что в этом мире абсолютно все имеет свою неотъемлемую природу. Например, мы все знаем, что лимон кислый. Если мы возьмем нечто, напоминающее лимон, и он не будет кислым, то лимоном назвать его уже нельзя. Перец – острый, лев – хищник, а зайца не ведут к психотерапевту потому, что он боится. То есть у всего есть своя природа и эта природа неизменна. Однако самое непонятное существо – это человек.

Потому, что всем нам, так или иначе знакомо чувство недоверия – мы видим перед собой человека, весьма теплого и притягательного на вид, но внутри нас что-то останавливает от выражения собственной открытости, кто его знает, лучше держать дистанцию на всякий случай. Ведь стоящая перед тобой распрекрасно выглядящая, нежная особа, прямо-таки фея может внутри оказаться самой настоящей змеей. Она может оказаться также хитрой лисой или кем угодно.
То есть когда мы видим человеческую форму жизни, то мы почти никогда не можем распознать кто это. Человеческий облик не означает, что перед вами Человек. Мы все очень разные, с разными вкусами, привычками, пониманием.
Единственное, что нас всех объединяет – это стремление к счастью. Нет ни одного человеческого существа, которое не стремилось бы к счастью. И, кстати, это не зависит от возраста человека – просто в каждом возрасте это понятие меняется. Так для ребенка нет большего счастья, чем мороженое и торт, они думают, вот вырасту и на всю зарплату буду покупать пирожные, конфеты, а, вырастая, стремятся совсем к другим вещам. Так человек и проводит жизнь в ожидании счастья. А все вокруг тем временем меняется, меняется и сам кандидат в счастливчики.
Нет ни одного человека в этом мире, который  просыпаясь с утра пораньше планировал бы свое несчастье, скорей наоборот, мы всегда движимы надеждой, что все так или иначе должно измениться к лучшему…
Однако непрошенными к нам в дом врываются скандалы, разводы, аварии,  переломы, болезни, увольнения, сокращения…этот список того, что мешает нам стать счастливыми можно было бы продолжать до бесконечности.
Так неужели стремление к счастью – это утопическая идея? Или есть в этом мире невидимые законы, которые управляют энергией счастья?

Древние философские трактаты утверждают, что материальный мир находится под влиянием трех энергий. Энергии благости, страсти и невежества.
Древние славянские источники называют их Правь, Явь и Навь, индийские веды именуют их – Саттва (энергия благости или поддержания), Раджас (энергия страсти или созидания), и Тамас (энергия невежества или разрушения).
Все в этом мире когда-то созидается, развивается и существует, а потом разрушается. Абсолютно все – от построенных домов и деревьев до величайших государств и цивилизаций.
То же самое и с человеком. Когда – то все мы рождаемся, растем, расцветаем, затем нам приходится уже прикладывать усилия, чтобы поддерживать свою жизнь на хорошем уровне. И все равно рано или поздно она подходит к концу. Люди абсолютно все подвластны этим энергиям в течение всей своей жизни.

Сочетаясь друг с другом, эти энергии вносят в жизнь человека все разнообразие, которое мы видим. И так как есть три вида энергии, соответственно этому есть и три вида счастья, так непохожие друг на друга.

Есть люди, находящиеся под управлением энергии невежества.
Эта энергия проявляется в человеке как желание ничего не делать – это апатия, сонливость, заторможенность, желание, чтобы никто не тревожил. Если поговорить с таким человеком, то можно понять, что у него нет особых желаний, амбиций и целей. Это просто «овощ». Если к человеку начать обращаться, что-то спрашивать, то эта энергия переходит в гнев: «Что вы до меня докопались!? Мне и так тошно!» и все в таком роде.
Эти люди склонны к иллюзиям, нереальным планам и фантазиям. Они даже могут мечтать, что однажды в один прекрасный день что-то случится, и они разбогатеют или им на голову свалится наследство, найдут клад, но чаще у них нет энергии даже на мечты, они просто могут сутками напролет тупо сидеть, уставившись в телевизор. У них нет желания совершать какие-либо усилия в своей жизни.
Такие люди склонны к приему интоксикаций, потому как их желание – забыться, уйти от реальности и в их понимание хорошая попойка – это и есть счастье, они радостно рассказывают, как последний раз напились и ничего не помнят, разве, что фингал под глазом может напоминать о хорошо проведенном вечере.

Вторая категория – это люди страсти.
Страстные отличаются от невежественных тем, что у них есть корыстный интерес в этой жизни. Они очень целеустремленные, у них большое желание воплотить во чтобы то ни стало свою материальную цель, они жаждут  власти, славы, богатства, навязчивая идея быть первыми, лучшими.
Страстные люди готовы ради этого идти по головам других. Это может проявляться не прямо, а  в более изощренном виде , без прямой агрессии. Они могут и подсиживать и стравливать, плести интриги.  У них очень изворотливый, изощренный  ум. Они могут быть удивительно приятными людьми, когда им это нужно. То есть вы можете с таким человеком быть долгое время в теплых дружеских отношениях, а потом просто поразиться, как такой человек мог стать таким отвратительным? Потому, что если вы перестали его интересовать, он просто развернется на 180 градусов. И найдет совершенно другие ходы. Сейчас такой типаж людей считается очень успешным.
Страстные люди имеют пристрастие к атрибутам власти, роскоши, они очень неравнодушны к дорогим автомобилям, шикарным домам и вообще им нравится во всем испытывать шик. Они любят бахвалиться друг перед другом. Люди вообще подразделяются на тех, которые чего-то добились в этой жизни и тех, кто мечтает об этом, с завистью взирая на везунчиков, примеряя их счастье на себя «Вот мне бы так!!». Хотя если, поговорить по душам с людьми, которые всего добились результат будет известным. Да, они хотели заработать миллион – они его заработали, они хотели шикарный особняк – они его имеют, они хотели роскошный автомобиль – они его получили и даже не один. Но если вы поговорите с этими людьми один на один, без свидетелей, перед которыми они обязательно в очередной раз сыграют роль мини-бога, если они, проникнувшись к Вам доверием, раскроются, то как правило эти люди поделятся с Вами своим разочарованием. Так как не пришло то, что они ожидали с приходом всех этих богатств.
Таково влияние энергии страсти,  ее счастье в древних трактатах описано так «вначале мед-потом яд».

Но существует  третья энергия –  энергия благости. Ведь счастье – это не то, что приходит снаружи, а то, что открывается изнутри. И если человек пытается всеми способами владеть, то не все приносит ему счастье. Он может купить себе положение, но не уважение; лекарство, но не здоровье; любовницу, но не любовь; часы, но не время. Когда-то человек доходит до этого и тогда, разочаровавшись, он начинает свой внутренний поиск и это и будет для него поворотом в энергию благости.
Помните, как в старой сказке – направо пойдешь – погибель найдешь, налево пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – счастье пожнешь. Сказка ложь, да в ней намек. Это описаны 3 пути к счастью, 3 философии жизни. У людей в невежестве – философия «пофигизма», у страстных – философия потребления, а у благостных – философия отдачи.
Возвращаясь к тому, кто же все-таки такой человек и, когда его можно назвать человеком, можно сослаться на ведические трактаты, где сказано, что природа человека – служение. Сегодня такая позиция вызывает, мягко говоря, недоумение. Если современному человеку сказать, что его предназначение быть слугой, то можно заработать пощечину. «Какой я вам слуга? Я господин!». Ведь недаром мы пишем, обращаясь друг к другу Господин такой-то. От этого понимания себя и все проблемы – ведь все вокруг господа. А у господ гораздо больше прав, чем обязанностей и претензий гораздо больше, чем желания угодить. Хотя если посмотреть на это здравыми глазами это палата №6. И все тянут одеяло на себя. Хотя если бы у нас было больше желания служить, очень многие проблемы решились  бы сами собой.
Само слово «служение» постепенно уходит из нашего лексикона. Хотя если каждый из нас вспомнит самые счастливые минуты в его жизни, он поймает себя на мысли, что ему никогда не было лучше, чем тогда, когда он делал хорошее другим людям или он был кому-то полезен. Любому человеку  жизненно необходимо чувствовать себя кому-то полезным и нужным, и это счастье одинаково  равноценно для всех нормальных людей. И мы на самом деле служим друг другу, самый распространенный вариант – родители детям, любимые друг другу – это самый сладкий период влюбленности, когда мы служим беззаветно, в хороших кампаниях – сотрудники…. Даже те, кто не может себе этого позволить, именно из подсознательного желания служения заводят себе собак, кошек и т.д.
Человек обязательно будет кому-то служить и именно это и есть благостное счастье, в нем главный вкус – это вкус служения, отдачи, бескорыстия, сострадания, милосердия, заботы, принятия, любви. Вектор этого счастья в отличии от двух предыдущих направлен во вне, парадокс в том, что, чем больше ты отдаешь, тем больше чувство счастья появляется внутри.  Не зря же само слово счастье – это быть частью.

Согласно этим трем видам счастья существует как минимум три вида культуры, три стиля жизни, и все что из этого исходит – вкусы, песни, кино и многое другое.

Характеры людей, находящиеся в этих трех стихиях также как нельзя точно выражаются в пословицах.
Для невежественных характерны такие поговорки, как: «Человек человеку волк», «Моя хата с краю» «День, ночь – сутки прочь».
Людям, находящимся в стихии страсти как нельзя лучше подходят слова Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их – главная наша задача» или строчки песни группы «Машина времени» «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!». С такой психологией мы выжимаем последнее из земли, реки поворачиваем вспять под лозунгом: «Человек – венец творения», мы становимся потребителями во всем, и самое ужасное – мы безжалостно потребляем друг друга..

А вот люди благостные предпочитают жить по абсолютно другим мудростям. «Не плюй в колодец», «Что посеешь – то и пожнешь» – у них невероятно сильно убеждение того, что ты вкладываешь в жизнь, то ты потом и получаешь.

Интересно, что вступая во взаимоотношения, мы обязательно столкнемся своими представлениями о счастье. Например, люди с разной жизненной философией, охваченные страстью, вдруг решат жениться. У них несомненно возникнут проблемы, ведь они будут тянуть своего избранника к своему пониманию счастья. Так у одного человека есть желание получать знания, а другой в свою очередь ему говорит: «Тебе что больше заняться нечем? Это пустая трата времени!». Вы хотите принимать гостей, угощать, а Ваш партнер видит в этом проявление расточительности. Даже в вопросах воспитания детей  Вы можете бесконечно спорить именно потому, что ум одного из нас более невежественный, второго более страстный, а третий благостный.
Воспитания в невежестве не существует, вернее этот процесс нельзя назвать воспитанием – это может быть крик, ругань, побои… Родителя в страсти прививают ребенку качества зависти и жадности, настраивая его на конкуренцию и выживание. Благостный же родитель будет помогать ребенку раскрывать в нем его божественный потенциал. Ведь человеческая жизнь и предназначена  для возвышения уровня своего сознания.

То. что на нас влияют эти 3 энергии очевидно. Даже день находится под влиянием этих 3 энергий, не зря говорят «кто рано встает – тому Бог дает». Утро – это энергия благости, день находится под управлением страсти, а темное время суток – это невежество. «Утро вечера мудренее» - вся народная мудрость гласит об этом. И каждый из нас в течение дня испытывает разные состояния, мы порой находимся то в безумном пылу страсти, то в депрессивном невежестве и мало, кто из нас находит время для энергии благости, а ведь именно она дает человеку ощущение умиротворения, покоя, счастья. Энергия благости не сваливается на нас сама по себе, как не растут сами по себе по обочинам розы, в то время, как полынь и колючки растут сами по себе и их даже не надо поливать.
Энергия невежества одолевает нас легко, а вот над энергией благости нужно потрудиться. Ничто в этом мире само по себе вверх не катится, а под горку легко. Вместе с тем, ошибочно полагать, что над счастьем нужно упорно и беспрерывно трудиться, добывая его снаружи. Это типичная ошибка людей страсти. Они упорно работают, утомляются и заваливаются в невежество, когда мы не хотим никого видеть, слышать, хотим просто забыться. И даже если мы перекупаемся и перезагораем на всех пляжах мира, съедим все деликатесы и перекатаемся на всех дорогих авто, счастья нам это не принесет, кратковременное удовольствие – да, но счастье – это не временная категория, это состояние души.

Для того, чтобы стать счастливым нам нужно внести в свою жизнь энергию благости, а ее не купишь за деньги, над ней придется потрудиться. Не зря в Ведах сказано, что счастье в благости «вначале подобно яду, затем подобно меду». Нам предстоит работать над собой, над своими качествами характера. Энергия благости берется из медитаций, молитв, общения с возвышенными людьми… Еще эту энергию называют энергией чистоты. Нам нужно просто задуматься о чистоте в своей жизни – чистоте питания, образе жизни, чистоте отношений, чистых помыслах и тогда счастье станет неотъемлемой спутницей нашей жизни, и окружающие нас люди будут чувствовать доверие, спокойствие и радость в нашем присутствии. Вот тогда мы и будем настоящими людьми, ведь человеку предстоит поднять свой уровень сознания от животного к человеческому,  а от человеческого – к Божественному.

А от сознания зависит напрямую наше будущее, на ум приходит одна притча: у трех трудяг, которые возили тележки с камнями спросили – что ты делаешь?
Один ответил: «Вожу камни, силы уходят, устал уже...
Другой ответил: зарабатываю деньги, чтобы потом наконец получить удовольствие.
А третий сказал: я храм строю.
...По их ответам нетрудно догадаться кто из них счастлив и  какое будущее ожидает каждого из них.

10 заповедей мастерства от Сальвадора Дали


1. Художник, лучше быть богатым, чем бедным; научись работать кистью так, чтобы из-под нее рождались золото и драгоценные камни.

2. Не бойся совершенства: тебе никогда его не достичь!

3. Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом сможешь писать так, как хочешь, все будут уважать тебя.

4. Не теряй глаз, руку, ни тем более голову, если станешь художником, они пригодятся тебе.

5. Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера и Рафаэля, не берись за эту книгу (имеется в виду "Пятьдесят магических тайн" Дали) и пребывай в блаженном идиотизме.

6. Не будь небрежен в живописи, иначе после твоей смерти живопись сама пренебрежет тобой!

7. У лени шедевров нет!

8. Художник, рисуй!

9. Художник, не пей спиртного и за всю свою жизнь не кури гашиш более пяти раз.

10. Если живопись не полюбит тебя, вся твоя любовь к ней будет безрезультатна.



Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не даёт опуститься ниже определённого человеческого уровня... Он не позволит ударить ногой собаку, обидеть старика, плохо относиться к родителям. 

Евгений Леонов
Из письма сыну:"Знаешь, что это такое — тишина? Бытовая тишина - это так приятно, она ни к чему не обязывает, сиди себе посиживай… Но… есть еще какая-то тишина… Тишина, которая возникает во мне, в тебе, в нас, когда не слышишь шума, сидишь, думаешь в себя - это внутренняя тишина, она не связана с шумом на улице, она в самом тебе… Мне кажется, мы себя чувствуем частичкой природы, каплей океана в тишине, и только. Вне тишины нельзя понять красоту. Тишина - это жизнь, всё великое совершается в тишине. Тишина - это уважение людей друг к другу, это нежность и любовь…" 

Евгений Леонов (актер театра и кино)





Комментариев нет:

Отправить комментарий